Организационная структура бухгалтерии

На основании требований статьи № 6 Федерального закона от 6 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все производственные и непроизводственные организации, которые осуществляют свою финансовую деятельность в Российской Федерации, обязаны организовать и вести бухгалтерский учет на своем предприятии.

Организационная структура бухгалтерии

Федеральный закон № 402-ФЗ возлагает ответственность за правильную организацию бухгалтерского учета на непосредственного руководителя предприятия.

В зависимости от величины производственных или непроизводственных мощностей и количества объектов бухучета руководитель имеет право:

  • самолично заниматься вопросами бухгалтерского дела и его ведением без делегирования полномочий на своих сотрудников;
  • утвердить штатную должность бухгалтера, для которого разрабатывается соответствующая должностная инструкция и на которого будут возложены соответствующие обязанности;
  • организовать службу, на которую будут возложены обязанности бухучета, назначить ее руководителя и определить штатный состав вновь организованной структуры (бухгалтерская служба с непосредственным руководителем может быть создана в том случае, если в штате предприятия трудятся два или более бухгалтера);
  • воспользоваться услугами сторонней специализированной компании в рамках заключенного договора (если не предусмотрены должности в собственной бухгалтерии) — то есть передать все или на свое усмотрение права на ведение бухучета.

Цели организации бухучета

Организация учетной системы на предприятии должна быть выполнена таким образом, чтобы имелась возможность для реализации следующих целей:

  • сбор, формирование и своевременное изменение информации об объектах бухучета, необходимой для внутреннего пользования руководителями и работниками предприятия, в том числе и для предоставления ее по требованию вышестоящего руководства или компетентных органов (налоговой инспекции, например);
  • контроль за движением объектов бухучета и достоверное информирование в виде отчетности по требованию;
  • стабилизация финансовой деятельности предприятия, стремление к положительной динамике, уведомление руководства об отрицательных результатах производственной или непроизводственной деятельности;
  • контроль соответствия налоговой и иной деятельности предприятия законодательству Российской Федерации.

Виды бухучета

Бухгалтерский учет на предприятии может быть двух видов:

  • финансовый — функции бухгалтерии при таком виде бухгалтерского учета — это расчеты с клиентами и другими заинтересованными лицами, ведение всех видов отчетности, формирование информации об активах организации и предполагаемой прибыли, разработка финансового положения предприятия. Такой вид бухучета считается внешнеорганизационным и контролируется государством.
  • управленческий — функции бухгалтерии при такой организации — это оценка финансовой деятельности организации, контроль за движением ТМЦ, учет всех видов активов. Такой вид внутриорганизационной бухгалтерии государством не контролируется и необходим для нормального функционирования производственной или непроизводственной деятельности.

Положение о бухгалтерской службе

Положение о бухгалтерии это внутренний документ организации — образец работы всей бухгалтерской службы.

Положение о бухучете — это унифицированный вид документа, который включает следующие функциональные разделы:

  • Общие положения

Положение начинается с описания установленной на предприятии системы учета, структуры устройства бухучета. Также положение в обязательном порядке включает нормативные акты, которыми предприятие руководствуется в своей работе и прочее.

  • Цели и задачи

В разделе перечисляются все цели работы, обязанности службы и предполагаемые ее результаты.

  • Функции

Раздел раскрывает возлагаемые на бухгалтерскую службу функциональные обязанности, на основании которых должны быть разработаны должностные инструкции входящих в службу штатных специалистов.

  • Должностные права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)

В раздел входит должностная инструкция главного бухгалтера, и может также включаться должностная инструкция его заместителей (при их наличии). Здесь перечисляются все обязанности руководящих работников по установлению на предприятии соответствующего нормативным требованиям действующего законодательства режима бухучета.

  • Взаимоотношения, служебные связи

Положение включает в себя и другие внутренние службы организации, с которыми контактирует бухгалтерская служба, обязанности по отношению к ним и протоколы взаимодействия по основным вопросам.

  • Организационные моменты работы

В раздел входит режим трудового распорядка бухгалтерии.
[goo_mid]

Положение является основным документом, на основании которого строится все работа специалистов бухучета на предприятии.

Утверждается положение только руководителем организации и вводится в действие его приказом. На усмотрение руководства остается и содержание разделов, и их наименование, но основная информация, изложенная выше, в тексте должна присутствовать обязательно.

Структура бухгалтерской службы

Пример структуры бухгалтерии

Просто ввести в штатное расписание должности главного бухгалтера и специалистов недостаточно, нужно продумать схематичную модель бухгалтерской службы.

Организационная структура хозяйственной бухгалтерии может осуществляться по нескольким схемам:

  • Линейно организованная структура бухгалтерии

Данная структура является самой простой и используется в небольших организациях. Суть ее заключается в назначении главного бухгалтера, под руководство которому вводятся штатные должности в линейной бухгалтерии(иерархия).

  • Вертикально организованная структура бухгалтерии

Вертикальная схема организации бухгалтерского учета представляет собой усложненную модель иерархии, которая может быть представлена следующим образом:

— Главный бухгалтер — руководитель всего подразделения

— Заместители главного бухгалтера, в подчинении которых находятся организованные секторы

— Старшие бухгалтеры, также имеющие в подчинении работников секторов, занимающих различные должности в вертикальной бухгалтерии (старшие бухгалтеры могут находиться в подчинении как у руководителя подразделения, так у его заместителей — в зависимости от важности решаемых задач).

Такая схема устройства бухгалтерии, которую также называют и линейно-штабной, позволяет выделить специальные секторы или отделы следующего функционала:

— расчетный сектор (отдел) — должностная инструкция работников сектора (отдела) обязывает их вести все виды расчетов как внутри организации, так и с внешними компетентными органами;

— материальный сектор (отдел) — должностная инструкция бухгалтера этого сектора (отдела) вменяет в его обязанности учет ТМЦ и слежение за их движением;

— кассовый сектор (отдел) — должностная инструкция кассира предполагает выполнение им кассовых операций и различных операций с банковскими счетами;

— производственный сектор (отдел) — должностная инструкция бухгалтера отдела включает в себя калькуляцию всех видов расходов на создание выпускаемой продукции (предоставляемых услуг) и расчет ее себестоимости;

— отдел (сектор) по учету за изготовленной и реализованной продукцией — должностная инструкция бухгалтера обязывает его вести учет уже изготовленной продукции, хранящейся на складах организации, а также учет ее реализации;

— отдел (сектор) налогового учета — должностная инструкция бухгалтера по налогообложению предписывает выполнение всех видов налоговых процедур;

— общефинансовый сектор (отдел) — должностная инструкция бухгалтера этого сектора может включать различные вопросы, отражение которых не нашло места в других отделах, в том числе и ведение различного рода статистической отчетности.

Перечисленные виды отделов и секторов могут дополняться в зависимости от размера предприятия на усмотрение ее руководителя и не являются единственно возможными. Данная схема устройства бухучета на предприятии также носит название линейно-штабной.

  • Функционально организованная структура бухгалтерии

Такая организационная структура хозяйственной бухгалтерии предполагает создание взаимозависимых участков работы, от совместной деятельности которых будет зависеть итоговый результат работы каждого из секторов (отделов). Функциональная схема предполагает делегирование прав главного бухгалтера на руководителей групп взаимозависимых структурных единиц.

Такая структура бухгалтерии встречается в очень крупных холдингах, где бухучет выведен практически в обособленное подразделение.

Видео

Понравилась статья? Поделитесь ей в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*