Процедура возврата НДС из бюджета

Возмещение НДС из бюджета


На сегодняшний день возмещение НДС из бюджета — это одна из сложнейших процедур возврата налогов.

Поскольку выполнение данной процедуры не является основной функцией налоговой, то очень часто процесс по возврату затягивается на длительный период времени. Нередки и случаи отказа в возврате, которые связаны с участившимся мошенничеством и необоснованным возмещением налога на добавленную стоимость.

Основные этапы возмещения НДС из государственного бюджета:

  1. Составление и предоставление декларации, в которой должна быть указана исчисленная сума налога, сумма, что предъявляется к вычету и сумма, исчисленная плательщиком к возмещению. Если по итогам этого документа сумма вычетов превышает размер начисленного НДС, то эта разница подлежит возврату.
  2. Проведение камеральной проверки для установления обоснованности заявленных налогоплательщиком требований.
  3. Составление налоговым органом акта проверки, в котором обязательно должны быть зафиксированы все обнаруженные искажения и нарушения. Налогоплательщик может подать в контролирующий орган свои возражения по поводу выявленных проверкой нарушений, а затем и в арбитражный суд, где будет рассмотрена обоснованность вынесенного решения.
  4. Если проверка не обнаружила нарушений со стороны налогоплательщика, то принимается решение о возмещении НДС.

Возмещение налога на добавленную стоимость при внутренне рыночным операциям в Российской Федерации

Как уже говорилось выше, плательщик вправе претендовать на вычет суммы входного НДС по операциям приобретения для своих производственных потребностей товаров (работ, услуг). Если подлежащая вычету сумма налога больше, чем сумма этого налога, что получена от клиента при реализации товаров, то разница подлежит возвращению из бюджета на протяжении трех месяцев.

Существует ряд требований, которые обеспечивают право применять вычеты по НДС.

Во-первых, товары (работы, услуги), что приобретались, должны быть оприходованы в соответствие с действующим порядком ведения бухучета.

Во-вторых, эти товары, работы, услуги должны приобретаться с целью осуществления предприятием деятельности, облагаемой НДС и оплачены поставщикам.

В-третьих, ООО, претендующее на возврат, должно иметь в наличии правильно оформленные документы, в частности — счета-фактуры.

Совокупность этих условий дает налогоплательщику право на вычет и возмещение НДС.

Возврат при реализации на экспорт

С 2001 года всеми российскими экспортерами НДС (за исключением экспортирующих в страны – участники СНГ природного газа и нефти) исчисляется по ставке ноль процентов. Данная ставка подразумевает, что все суммы налога, имеющие отношение к затратам на производство и реализацию продукции и уплаченные поставщикам, могут быть предъявлены к возмещению. Ст. 165 НК РФ определяет порядок подтверждения данного права.

Согласно этой статье, экспортеру, одновременно с декларацией необходимо подать в налоговую инспекцию такой перечень документации:

  • контракт (или его копию) плательщика с иностранным лицом на поставку продукции за пределы таможенной границы России;
  • выписку (или копию выписки) банка, подтверждающая поступление на счет налогоплательщика денежных средств от иностранного лица;
  • при осуществлении бартерных операций необходимо предоставить грузовую таможенную декларацию, на которой есть отметки российского таможенного органа, что осуществляет экспортный выпуск и копии товаросопроводительной и транспортной документации с отметкой пограничных таможенных органов, что подтверждают осуществление вывоза за пределы территории России.

Камеральная проверка: порядок проведения и сроки

Камеральная проверка

Камеральная налоговая проверка считается важной формой налогового контроля. Её основная цель – контроль по соблюдению налогоплательщиком законодательной базы по возмещению НДС и предупреждение налоговых правонарушений. Согласно ст. 88 НК РФ, срок проведения данной проверки – 3-и месяца с момента подачи декларации в налоговую инспекцию.

Основные этапы камеральной проверки:

  • определение полноты предоставленных документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0% при экспорте продукции (работ, услуг) и возвращения налога на добавленную стоимость;
  • проверка правильности оформления данной документации;
  • арифметический контроль указанных в декларации показателей;
  • определение обоснованности применения ставок, льгот, налоговых вычетов, а также правильности исчисления налоговой базы.

На основании ст. 31,88, 93 НК РФ, в ходе камеральной проверки, налоговый инспектор может потребовать у проверяемого дополнительные сведения или документы и объяснения, что могут подтвердить правильность исчисления и предъявления к возврату из государственного бюджета размеров НДС.

Если налогоплательщик отказывается подавать запрашиваемую документацию или требуемое пояснение, либо подает их в неустановленные сроки, то это является правонарушением и ведет к ответственности и штрафу.

Если на момент проведения камеральной проверки у проверяющего должностного лица возникли вопросы по деятельности налогоплательщика, которая каким-либо образом связана с иными лицами предпринимательской деятельности, то налоговый орган может истребовать у таких лиц документы, что относятся к данной деятельности.

Отказ в представлении этих документов также расценивается как правонарушение и ведет за собой взыскание штрафа.

При необходимости налоговый орган может запросить в банке справку по счетам и операциям проверяемого.
Для проверки достоверности права проверяемого на возврат исследуются такие моменты:

  • с какими операциями связан возврат;
  • наличие факта уплаты налога, что предъявлен к возмещению;
  • была ли в действительности осуществлена отгрузка продукции, по которой НДС был предъявлен к возмещению;
  • проверка правильности оформления документации, подтверждающей право на возврат. При этом проверяются счета-фактуры, накладные, договора, платежные документы, акты выполненных работ, проводки;
  • проверка правильности ведения бухучета по операциям с НДС.

Если по результатами камеральной проверки были обнаружены какие-либо факты правонарушений или искажения данных, представленного к возмещению, то должностное лицо, проводящее данную проверку составляет докладную записку, в которой указываются зафиксированные правонарушения, подтвержденные документально.

В случае выявления обстоятельств неправомерного предъявления сумм к возвращению, должностное лицо выносит решение об отказе и НДС не возвращается из бюджета. Если при этом указанное правонарушение привело к неуплате проверяемым налога на добавленную стоимость, то, руководствуясь ст. 122 НК РФ, он привлекается к ответственности и взысканию штрафа.

Если по итогам камеральной проверки не было обнаружено различных правонарушений, недоимок, задолженностей по штрафам и пеням, налоговым органом может быть принято решение о возврате.

Возвращение налога на добавленную стоимость

Сумма НДС, что подлежит возмещению, возвращается на указанный в заявлении счет налогоплательщика. Также, на основании письменного заявления плательщика, суммы, претендующие на возврат, могут быть засчитаны в уплату будущих платежей по этому налогу.

Налоговый орган направляет в органы казначейской службы поручение на возврат НДС на следующий день после того, как решение о возвращении было принято. На протяжении 5-ти дней, начиная со дня получения этого поручения, орган Федерального казначейства должен произвести возврат объема налога на добавленную стоимость и уведомить налоговую инспекцию о дате возврата.

При нарушении всех вышеперечисленных сроков, считая с двенадцатого дня после окончания камеральной проверки, будут начисляться проценты согласно действующим ставкам рефинансирования Центрального Банка РФ.

Стандартные бухгалтерские проводки при возмещении ООО налога на добавленную стоимость

Для облегчения составления декларации и обеспечения правильности ведения аналитического учета, бухгалтеру следует делать такие проводки по возмещению:

  • Дт 68  — Кт 19 – принят НДС к вычету в обычном порядке;
  • Дт 19 — Кт 60 или 76 – отражен входящий НДС, предъявленный поставщиком;
  • Дт 73 или 76 — Кт 19 – НДС принят к вычету по недостачам материальных ценностей либо порчи, за счет виновных лиц;
  • в случае, если виновное лицо является сотрудником предприятия — Дт 70 или 73 — Кт 19
  • Дт 51- Кт 68 – возврат НДС из бюджета;
  • Дт 91-2 —  Кт 19 – включен во внереализационные расходы невозмещаемый налог;
  • Дт 07, 41, 10,08, 20, 29, 26, 25, 44 — Кт 19 – отнесение НДС на затраты или увеличение стоимости товарно-материальных ценностей по операциям не облагаемым НДС.

Стоить отметить, что доскональное изучение законодательной базы по вопросам налога на добавленную стоимость значительно снижает количество проблем, связанных с его возмещением.

Понравилась статья? Поделитесь ей в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*