Учет расходов УСН

Для того, чтобы у предприятия на УСН была возможность уменьшить налогооблагаемую базу, необходимо, чтобы учет затрат соответствовал определенным критериям. То есть, все расходы должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение прибыли, а также соответствовать утвержденному Налоговым Кодексом перечню затрат.

Перечень затрат на 2022 год при УСН

Перечень учитываемых затрат

Налоговым законодательством, а именно ст. 346.16 НК РФ, установлен список всех издержек, которые разрешены для упрощенного режима. Основными из них являются:

  • затраты на зарплату, обязательное пенсионное и социальное страхование, а также на командировки;
  • уплата в бюджет налогов и сборов;
  • оплата стоимости продукции, работ и услуг, которые приобретались для осуществления предприятием своей деятельности;
  • затраты на покупку основных средств и нематериальных активов;
  • арендная плата;
  • издержки на оплату услуг связи и коммунальных услуг;
  • расходы на информационные услуги, а также на рекламу;
  • затраты на транспорт, его содержание и ремонт;
  • издержки на страхование имущества, нотариальные услуги и лицензирование;
  • разнообразные хозяйственные издержки.

Нередко случаются ситуации, когда при учете расходов предприятие ошибается в их определении. Поэтому в случае, если классифицировать какие-либо затраты в соответствии с перечнем невозможно, то в 2014 году к учету их лучше вовсе не принимать.

Учет расходов на основные средства при УСН в 2022 году

Компании, которые применяют упрощенный режим налогообложения, имеют право уменьшать полученные доходы на затраты на сооружение, изготовление, приобретение основных средств (ОС), а также на их модернизацию, достройку, реконструкцию и дооборудование (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Указанные издержки учитываются в том налоговом периоде, когда упрощенцем фактически был осуществлен ввод в эксплуатацию и отображаются в налоговом учете в последний день налогового периода в объеме фактически уплаченной суммы. Учет осуществляется только на те расходы по ОС, которые использовались предприятием для ведения деятельности.

Стоимость основных средств, что были приобретены, изготовлены или сооружены до перехода на упрощенку, включаются в затраты так:

  • для основных средств, период полезного использования которых не превышает трех лет – на протяжении первого года применения упрощенного режима;
  • для ОС с длительностью полезного использования от трех лет до пятнадцати – в первый год применения УСН – половина стоимости, во второй и третий года – соответственно 30 и 20 процентов;
  • для ОС, срок полезного использования которых выше 15 лет – в первое десятилетие применения упрощенной системы одинаковыми частями стоимости ОС.

Если предприятие на УСН приобретало основные средства, но утратило право на применение данного режима, то учет затрат на ОС производится в том налоговом периоде, когда применялась упрощенка.

Если упрощенный режим налогообложения применяется с самого начала деятельности предприятия, то есть с даты регистрации в налоговом органе, то стоимость основных средств принимают по их первоначальной стоимости.
При переходе на УСН с других налоговых режимов стоимость ОС учитывается в соответствии с п. 2.1 и п. 4 ст. 346.25 НК РФ.

Если же налогоплательщик сменил объект налогообложения с «доходов» на «доходы минус затраты», то издержки, что относятся к тому налоговому периоду, в котором применялся предыдущий объект, не учитывается при исчислении налоговой базы и остаточная стоимость ОС не определяется.

Кроме того, остаточная стоимость основных средств не определяется в следующих ситуациях:

  • на дату перехода с УСН 6% на общую систему налогообложения;
  • на дату перехода с общего режима на УСН 6%, с последующим переходом на упрощенку «доходы минус расходы».

Все затраты на реконструкцию, модернизацию, достройку и дооборудование основных средств определяются на основании п. 2 ст. 257 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 346.16 НК РФ, все эти затраты учитываются с момента ввода в эксплуатацию основных средств, при условии, что были произведены в период применения упрощенки. Издержки на ремонт основных средств учитываются именно в том налоговом периоде, в котором они фактически осуществлялись.

Если для приобретения объектов ОС использовались заемные средства, то затраты на приобретение должны быть учтены в том же периоде, в котором цена объекта была оплачена полностью. При этом согласно пп. 9 п.1 ст. 346.16 НК РФ, проценты, выплачиваемые за средства, взятые в заем, также можно учесть в принимаемые расходы.

Если основные средства были приобретены с целью дальнейшей их перепродажи, то расходы на приобретение учитывают в том налоговом периоде, в котором осуществлялась реализация данных основных средств. При этом не учитываются издержки на доведение объектов до пригодного для осуществления перепродажи состояния. В том случае, когда реализация ОС произошла до истечения сроков их полезного использования, налогоплательщик должен пересчитать налогооблагаемую базу с момента приобретения до момента продажи или передачи.

Учет материальных расходов при УСН в 2022 году

Материальные расходы являются самым распространенным видом затрат на любом предприятии. В состав материальных расходов входят:

  • приобретение сырья и материалов с целью их дальнейшего использования в производственных процессах;
  • материалы, которые были приобретены для дальнейшей предпродажной подготовки;
  • приобретение различных комплектующих или полуфабрикатов, которые предназначены для дальнейшей переработки;
  • электроэнергия, вода и топливо, что используются для производственных процессов;
  • различные производственные работы, которые были выполнены посторонними организациями или же структурными подразделениями компании;
  • не амортизируемое имущество – спецформа, инвентарь, инструменты и проч.;
  • издержки на содержание и эксплуатацию ОС.

Предприятия, применяющие упрощенку, в 2022 году должны вести раздельный учет по суммам стоимости материальных ценностей и суммам уплаченного при их приобретении входного НДС.
Оценка всех материалов и сырья осуществляется по фактической себестоимости, в которую могут быть включены:

  • цена материальных ценностей по договору;
  • комиссия, уплаченная посредникам;
  • доставка материалов и сырья;
  • таможенные сборы и пошлина (при импорте).

Расходы на уплату налогов и сборов в 2022 году

Согласно пп. 22 п.1 ст. 346.16 НК РФ, в состав затрат при УСН могут быть учтены и уплаченные в государственный бюджет суммы налогов и сборов. Если у налогоплательщика имеется задолженность по их уплате, то все расходы на ее погашение должны учитываться в объеме фактически уплаченного долга в том налоговом периоде, когда была погашена данная задолженность. Для обоснования таких расходов в 2022 году необходимо иметь в наличии платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств и декларация по налогу.

Учет расходов на рекламу в 2022 году

Исходя из пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и письмом ФСН России от 27.04.11 №37-3/733, в 2022 году предприятия, применяющие УСН «доходы за минусом затрат», вправе учитывать издержки на рекламу. Эти затраты делятся на нормированные и ненормированные. Нормированными являются расходы, принимаемые в объеме, что не превышает одного процента от выручки. Их перечень приведен в п. 4 ст. 264 НК РФ.

Для учета нормированных расходов на рекламу предприятию следует рассчитать их лимит, при этом важно уделить внимание следующим важным аспектам:

  • прибыль и затраты определяются нарастающим итогом с начала года;
  • доходы признаются кассовым методом (при этом авансы также включаются);
  • любые внереализационные доходы при расчете данного лимита не учитываются.

Ненормируемые расходы на рекламу – это затраты, которые признаются в объеме фактически потраченных средств. То есть это расходы на:

  • рекламу в СМИ;
  • рекламу, размещенную в Интернете (а также издержки на разработку или создание веб-сайтов, не принадлежащих компании на упрощенке на праве собственности);
  • размещение рекламы в разнообразных сервисах справочной службы;
  • на световую или другую наружную рекламу (в том числе изготовление рекламных щитов или стендов);
  • на участие в различных ярмарках и выставках, а также на оформление витрин, различных выставок-продаж и демонстрационных залов (включая комнаты-образцы);
  • производство рекламных буклетов, брошюр, флаерсов и каталогов.

Все затраты на рекламу признаются только после фактического осуществления их оплаты. Налоговый Кодекс не регламентирует строгий перечень документации, что подтверждает осуществление оплаты. В основном в качестве подтверждающих документов выступают договор, акты приема-передачи выполненных работ (услуг) и платежные поручительства на оплату. Если же упрощенец уплачивает входной НДС за расходы на рекламу, то его следует учитывать по отдельной статье на основании счета-фактуры.

Представительские затраты при УСН в 2022 году

Представительские расходы

Представительские расходы – это затраты компании на осуществление приема или же обслуживания представителей иных предприятий с целью установления и поддержки совместного сотрудничества. Представительские расходы включают в себя:

  • затраты на проведение приема официальных лиц (организация завтрака, обеда и т.п.);
  • издержки на транспортную доставку данных лиц к месту проведения организованного мероприятия и обратно;
  • организация буфетного обслуживания на время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, которые участвуют в переговорах и не являются штатными сотрудниками предприятия на УСН.

В соответствии с действующим в 2022 году законодательством список затрат для упрощенцев является закрытым и представительские затраты в него не входят. То есть, такие затраты не учитываются и уменьшать на них размер налоговой базы нельзя.

Однако, согласно ст. 252 НК РФ, в 2022 году представительские расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.

Подтвердить представительские издержки смогут кассовые чеки (ресторанные счета), программа встречи, акт о произведенных затратах, утвержденная смета этих расходов, авансовые отчеты. Если представительские расходы были оплачены по безналичному расчету, то в качестве их подтверждения выступают акты, накладные и счета-фактуры.
В случае, когда представительские расходы не оформлены надлежащим образом или же подтверждающая их документация отсутствует, налоговый орган вправе признать такие затраты личными и, помимо налога, доначислить штрафы и пени.

Видео

Понравилась статья? Поделитесь ей в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*