Выбытие основных средств
Выбытие основного средства
Прежде чем рассматривать примеры, по которым выбытие имущества из эксплуатации может считаться основанием для списания, нужно определиться с тем, когда же списание невозможно.
Следующие изменения имущественного движения не являются условием для списания:
- если капитальное строение или любое другое имущество подлежит модернизации или реконструкции, при этом переставая участвовать в деятельности предприятия, в том числе с его временной консервацией;
- если имущество передается от одного подразделения к другому в пределах одной организации (составляется акт приемки между соответствующими ответственными лицами).
В этих случаях объект продолжает оставаться основным средством одной и той же организации, поэтому повода для снятия его с учета и констатации факта выбытия нет.
Следующие причины выбытия движимого и недвижимого имущества из активов предприятия, наоборот, являются основанием для оформления списания:
- непригодность к дальнейшей эксплуатации;
- продажа сторонней организации или частному лицу;
- случаи безвозмездной передачи стороннему лицу или обмен на другие виды имущества;
- пополнение уставного капитала другой организации за счет данного имущества;
- сдача объекта в аренду или лизинг.
Рассмотрим каждый из пунктов подробно.
Непригодность имущества к дальнейшей эксплуатации
Выбытие имущества по причине непригодности его использования в дальнейшей деятельности организации может быть вызвано рядом причин:
- физический или моральный износ;
- ликвидация объекта вследствие возникновения чрезвычайной ситуации (аварии, стихийного бедствия).
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств предписывают следующий порядок действий:
- Издается приказ о создании комиссии
Документальное оформление начинается с того, что руководителем организации издается приказ, в котором определяются члены постоянно действующей комиссии по списанию основных средств. Членами комиссии обычно являются главный бухгалтер и другие лица, ответственные за сохранность основных средств организации.
- Членами комиссии, которых определил приказ, производится осмотр объекта на предмет выявления дальнейшей непригодности основных средств для использования организацией.
Члены комиссии обязаны:
- установить факт дальнейшей непригодности средства, а также причины этого;
- выявить лиц, виновных в выбытии имущества из эксплуатации (при установлении соответствующей причины — вина работника организации или третьего лица);
- предложить меру воздействия к виновным лицам (обычно по окончании расследования издается приказ);
- выявить возможность дальнейшего использования отдельных частей непригодного к эксплуатации имущества;
- проконтролировать ход изъятия из выбывающего имущества ценных и особо ценных материалов.
После выполнения этой работы документальное оформление продолжается. Составляется комиссионный акт на списание основных средств по установленной форме ОС-4 (в случае списания автотранспорта — по форме ОС-4а), к которому прикладываются различные акты (приемки, выявления виновных, состояния объекта), составленные в ходе осмотра и необходимые для обоснования сведений в форме ОС-4 (4а).
Далее акт утверждает руководитель предприятия и издается соответствующий приказ, подтверждающий выбытие имущества. На основании этого документа ответственное лицо проставляет отметку в инвентарной карточке основного средства и выполняет все необходимые проводки.
Порядок хранения карточек выбывшего из эксплуатации имущества определяет руководитель организации, издавая соответствующий приказ.
Продажа
Если организацией принято решение о том, что должно быть осуществлено выбытие какой-либо имущественной единицы из производственной или непроизводственной деятельности, то оно может быть продано сторонней организации или частному лицу.
[goo_mid]
Стоимость этого имущества определяется при заключении договора продажи и согласовывается обеими его сторонами.
Учет финансовых средств от продажи усложняется тем, что обычно между остаточной стоимостью объекта и ценой его реальной продажи имеется некоторая разница, так как рыночные условия зачастую заставляют снижать цена на объект, чтобы найти покупателя.
Основные бухгалтерские проводки и документальное оформление при продаже объектов (акт передачи, приказ, проводки) рассмотрим в отдельной статье.
Дарение или обмен
При осуществлении безвозмездной передачи основных средств, различают организацию-дарителя и организацию (лицо) — одариваемое. Если стоимость объекта превышает 5 МРОТ (ГК ст. 574) и даритель является юридическим лицом, то в обязательном порядке заключается договор, скрепляемый обеими его сторонами, в котором оговариваются все условия сделки.
Документальное оформление и бухгалтерские проводки осложняются тем, что обычно у имущества имеется остаточная стоимость, расчетная амортизация, и оно не выбывает из эксплуатации до момента подписания договора, во время осуществления процедуры дарения и до приемки его второй стороной.
Вклад в уставной капитал другой организации
Выбытие имущества из-за передачи его в уставной капитал другой организации имеет свои нюансы. В зависимости от формы собственности обладателя уставного капитала оценка стоимости объекта и способа его учета производится или на основании ФЗ «Об акционерных обществах», или ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Выбытие оформляется документально:
- акт ОС-1 — всех объектов, кроме капитальных строений;
- акт ОС-1а — сооружений и зданий;
- акт ОС-1б — при групповой передаче имущества (образец документов утвержден постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 21 января 2003г. № 7).
Таким образом осуществляется необходимое документальное оформление процедуры передачи объекта.
Бухгалтерские проводки выглядят следующим образом:
- Дебет — изначальная стоимость объекта и все совокупные расходы, связанные с тем, что произошло выбытие.
- Кредит — амортизационные отчисления и финансовая выручка от сделки.
Развернуто (образец):
- Дт сч 01 — Кт сч 01 — списание изначальной стоимости передаваемого объекта основных средств;
- Дт сч 02 — Кт сч 01 — списание всей суммы начисленной амортизации;
- Дт сч 91-2 — Кт сч 01 — отражение остаточной стоимости объекта основных средств — предмета передачи;
- Дт сч 58 — Кт сч 91-1 — отражение денежной оценки вклада в уставной капитал, согласованной обеими сторонами;
- Дт сч 91-9 — Кт сч 99 — отражение прибыли;
- Дт сч 99 — Кт сч 91-9 — отражение убытка.
Проводки должны быть осуществлены именно в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Аренда, лизинг
Независимо от того, в лизинг или аренду осуществляется передача основных средств, Положение ПБУ 6/01 предусматривает следующие нормы:
- имущество, передаваемое в аренду, учитывается и у организации-арендатора (забалансовая договорная стоимость), и у арендодателя (по первоначальной стоимости);
- если в аренду передается целое предприятие, то полный учет ведет арендная организация;
- за начисление амортизации несет ответственность арендодатель;
- зачисление капитальных вложений арендной организации, затраченных на принятое имущество, на тот или иной баланс определяется договором аренды;
- Лизинговые объекты могут учитываться на балансе как у лизингодателя, так и у приобретателя.
Развернутые бухгалтерские проводки выглядят следующим образом:
- Дт сч 60 — Кт сч 51 — фиксация уплаченной арендодателю стоимости договора;
- Дт сч 08-4 — Кт сч 60 — отражение вложений во внеоборотные активы;
- Дт сч 19-1 — Кт сч 60 — отражение НДС по приобретенному в аренду ОС;
- Дт сч 68 с/счет «Расчеты по НДС» — Кт сч 19-1 — списание НДС;
- Дт сч 03, с/счет «Имущество для сдачи в лизинг» — Кт сч 08-4 — учет средства для передачи в финансовую аренду.
Все движение имущества выполняется только с согласия руководителя организации-балансодержателя, который издает соответствующий приказ и подписывает акт на списание (образец утвержден постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 21 января 2003г. № 7).
Видео
Понравилась статья? Поделитесь ей в соцсетях
Добавить комментарий