Основные функции бухгалтерского учета
В системе управления предприятием одну из главных ролей играет бухучет, как основа контроля и анализа того, каким является финансовое положение дел. Функции бухгалтерского учета — это контроль, сбор информации, обеспечения сохранности собственности организации, анализ и обеспечение качественной обратной связи.
Функции бухгалтерского учета
Информационная
Сбор и распространение среди уполномоченных пользователей актуальной информации — это основное направление практически самой главной Функции бухгалтерского учета, которая занимает важную нишу в системе управления организацией.
В отделе бухгалтерии информация обрабатывается и передается для корректировки дальнейшей работы в различные управленческие сегменты компании.
Далее менеджеры, управляющие или другие работники, которых обязывают положение и должностные обязанности, анализируют полученные данные и принимают решения, касающиеся последующей работы.
Объекты сбора информации — это все структурные единицы, хозяйственные и иные операции, непроизводственная или производственная деятельность.
Словом, все то, что участвует в получении конечного результата — прибыли от работы организации. В отделе бухгалтерии со сбором информации берет начало ветвь аналитической деятельности, связанная с прогнозированием, статистикой, планированием, разработкой стратегии и тактических действий организации.
Контрольная
Положение финансовых дел на предприятии контролируется в три этапа, каждый из которых является отдельным видом контроля бухучета:
- предварительный контроль — этот этап осуществляется до момента выполнения хозяйственной операции;
- текущий контроль — непосредственно в процессе совершения операции;
- последующий контроль — после завершения выполнения хозяйственной операции.
Что включает в себя понятие «контроль», который осуществляется в отделе бухгалтерии? Это комплекс действий бухгалтерии, направленный за наблюдением за следующими аспектами:
- выполнением всех видов утвержденных на данный период времени планов или программ, касающихся денежных затрат (прибыли);
- использованием всех видов ресурсов, задействованных организацией для осуществления производственной или непроизводственной деятельности — с точки зрения его рациональности и эффективности;
- использованием подучетных основных средств, отчислений на амортизацию, ремонтного фонда;
- формированием таких величин, как себестоимость единицы продукции до реализации (работ или услуг), полной себестоимости для реализации;
- выполнением утвержденных смет расходов;
- осуществлением деятельности структурных единиц организации;
- выполнением операций по различным ценным бумагам;
- эффективностью мероприятий, направленных на снижение всех видов издержек и затрат;
- формированием всех видов необходимой отчетности (типовой или по запросу уполномоченных на то лиц);
- формированием свода по финансовой деятельности организации целиком и с разбивкой на сегменты;
- сбором информации о конкурентах;
- правильными расчетами, связанными с налоговым учетом.
В отделе бухгалтерии каждое направление контроля закреплено за определенным сотрудником, который оформляет всю получаемую информацию в бумажном виде, на электронных носителях и в автоматизированных системах.
Все виды документации, которые формируются в отделе бухгалтерии, позволяют руководству предприятия получать своевременные сведения о проблемных моментах и о том, как обстоит вы финансовое положение в целом.
Контроль охватывает все активы предприятия, учитывая все изменения.
Обеспечение сохранности собственности
Что включает в себя понятие «сохранность собственности» и ее обеспечение? Нормальная деятельность организации невозможна без заботы о сохранении собственных материальных и нематериальных активов. То есть все, что находится на балансе любой организации должно быть строго учтено и подвергаться контрольно-ревизионным процедурам с определенной периодичностью.
Положение о бухгалтерии уполномочивает именно работников в этом отделе с участием других сотрудников (при необходимости) выполнять эту важную функцию. Инвентаризация — один из подвидов этой функции бухучета.
При проведении инвентаризации осуществляется контроль не только над состоянием и наличием имущества предприятия, но и над всеми видами выполненных хозяйственных операций, над их правильностью оформления и учета в автоматизированных системах, над соответствием отражения их на бумажных носителях и в журналах учета. Выполнение такой функции бухгалтерского учета позволяет оценить положение дел с имеющейся собственностью предприятия.
Естественно, проведение инвентаризации невозможно без применения КИП (контрольно-измерительных приборов). Руководство предприятия обязано предоставить их (обязательно проверенные и сертифицированные) членам инвентаризационной комиссии.
Обеспечение обратной связи
Вся поступающая первичная документация проходит обработку в финансовом бухгалтерии, где она анализируется, оформляется в автоматизированных системах и на бумажных носителях. После завершения обработки сотрудники, которым необходима такая информация могут получить ее для самоконтроля, для анализа эффективности выполненной работы.
Такой вид обратной связи — одно из важнейших функциональных звеньев, поскольку позволяет наиболее оптимальным образом скорректировать недостатки в работе персонала, устранить недочеты или, наоборот, убедиться в правильности выполнения работы. Положение организации о централизованной бухгалтерии должно включать в себя возложение такой функции бухгалтерского учета, как обратная связь, на руководителя финансового блока.
Аналитическая
Аналитика — это отдельная ветвь, объединяющая все функции бухгалтерского учета. Поскольку одной из целей работы бухгалтерии является обеспечение структурных единиц и персонала достоверной информацией о том, как обстоит реальное положение дел на предприятии (в рамках функционала), то для ее достижения необходимо применить комплексный подход. Он-то, как раз, и является совокупным следствием работы в бухгалтерском отделе.
После того, как подразделения предприятия (кого обязывает положение и должностные обязанности) получают информацию от бухгалтерии, становится возможным выполнение анализа различных этапов производственно-технической деятельности с формированием цельного анализа.
Невозможно представить работу финансового сектора без выполнения какой-либо функции бухгалтерского учета. Каждая из них является не столько самостоятельным направлением работы отдела, сколько частью единого процесса, которые регламентирует положение о бухгалтерской службе.
Видео
Понравилась статья? Поделитесь ей в соцсетях
Добавить комментарий