Налоговые обременения известны со времен зарождения общественных образований, позже сформировавших первые государства. Первые же свидетельства древних письменностей разных народов, обнаруживаемые археологами, очень часто оказываются подтверждением существования древних «налоговых» систем.
Цари шумеров и фараоны египтян, конунги викингов и славянские кнесы – все они так или иначе взимали со своих соплеменников плату, причем размер её устанавливали в зависимости от зажиточности плательщика. С развитием торговых отношений и сословных разделений эти дани, пошлины и подати видоизменялись, все более и более приобретая черты регулярных налогов.
В системном фискальном виде податные обременения в Российской империи сформировались примерно к середине XIX века. Расчетной базой для определения размеров налогов в то время чаще всего становилось понятие «двор», как определенный объем собственности, владения. Тем самым фискальные органы пытались создать более-менее справедливый порядок взимания.
Так, если небогатому мещанину мог быть вменен налог с одного «двора», соседствующий с ним успешный в торговле купец третьей гильдии платил с пяти-семи «дворов», а переход во вторую гильдию сопровождался повышением ставки и до сорока «дворов». Это, конечно, не означало, что он владел именно сорока земельными участками со строениями – понятие «двор» было условным, именно оно стало прообразом оценки капитала.
Впрочем, в нынешнем своем виде налог на имущество организаций достаточно «молод». Начало ему было положено во время «косыгинских реформ» в СССР. Окончательный современный вид этот налог приобрел к середине 90-х. Сегодня это один из значительных элементов налоговой системы нашего государства.
Налог на имущество организаций. Общие положения
Имущественный налог, взимаемый государством с организаций-налогоплательщиков, является региональным налогом. Правила исчисления, выплаты и отчетности по нему устанавливается НК РФ и нормативными документами, принимаемыми на региональном уровне.
Введение налога в действие осуществляется в порядке, устанавливаемом субъектами РФ, после чего он становится обязательным на всей территории федерального субъекта. В сегодняшнем виде налог был введен в действие Федеральным законом № 139.
Обязанность по уплате данного налога вменена всем организациям, у которых в собственности есть имущественные объекты, выступающие в роли объекта налогообложения. Организации, применяющие особые режимы налогообложения – ЕНВД, УСН, патент – освобождаются от уплаты.
Кроме того такая же преференция предоставлена:
- Организациям, являвшимся организаторами зимних XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр – до 01.01.2017 г.;
- Организациям, осуществлявшим маркетинговое партнерство с МОК по основным средствам, использовавшимся только в проведении зимних XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр – до 01.01.2017 г.;
В качестве объекта налогообложения выступают движимые и недвижимые ОС организации.
Не участвуют в формировании расчетной базы налога следующие объекты:
- земельная собственность и структуры природопользования;
- ОС федеральных служб для осуществления обороны, ГО и охраны правопорядка;
- имущественные объекты, являющиеся культурным наследием народов РФ;
- научные ядерные установки, объекты хранения соответствующих материалов и радиоактивных отходов;
- ледоколы и морские суда с ядерными энергоустановками;
- объекты, относящиеся к космической сфере деятельности;
- суда, зарегистрированные в Российском реестре;
С 2013 года не подлежит включению в налогооблагаемую базу всё движимое имущество, которое поставлено на баланс после 1 января 2013 г. как основные средства.
Таким образом, бухгалтеру имеет смысл учитывать ОС в следующей аналитической разбивке к синтетическим счетам 01 и 03:
- Объекты ОС, которые поставлены на баланс до 01.01.2013 г.;
- Недвижимые имущественные объекты, учтенные после 01.01.2013 г.;
- Основные средства, относящиеся к движимому имуществу, учтенные после 01.01.2013 г.
Имущественные объекты, имеющиеся на балансе, которые отданы во временное владение/распоряжение или находятся в доверительном управлении, а также внесенные в совместную деятельность, подлежат обложению налогом на общих основаниях.
Исключение предусмотрено для:
- Основных средств, которые составляют ПИФ. Плательщиком является управляющая компания.
- Основных средств, которые были переданы концессионеру. Плательщиком является концессионер.
Ставку налога на имущество определяют представительные органы федеральных субъектов самостоятельно. Законом предусмотрено их право на установление дифференцированных схем обложения имущества организаций, с учетом разделения категорий плательщиков и/или имущества, подлежащего обложению.
В 2014 г. максимальный размер ставки налога на имущество не должен быть больше 2.2 процентов. Такое имущество, как ж/д пути, ЛЭП и трубопроводы в 2014 году облагаются налогом по ставке не более 0.7 процентов. Если региональными представительными органами не установлены иные значения ставок в пределах разрешенных, основные средства облагаются налогом по предельным ставкам.
Порядок и сроки уплаты авансовых платежей и уплаты налога
Налоговым периодом является финансовый год, а отчетными периодами являются кварталы текущего отчетного года. Все плательщики налога на имущество организаций обязаны ежеквартально представлять расчеты и вносить авансовые платежи. Величина авансовой платы по налогу на имущество вычисляется по по формуле:
Спасибо за предметную и подробную статью с примерами, написанную доступным языком даже для новичка в бухгалтерии. Отдельно выделю вступление с исторической справкой, даже и не подозревал об аналоге налога на имущества в Царской России.