Исполнение обязанностей налогового агента по НДС


Налоговый агент по НДСВ соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ, налоговым агентом в 2014 году считается лицо, которое является посредником между плательщиком налога и государством. При этом данное лицо может не являться плательщиком налога на добавленную стоимость, либо получить освобождение от обязанности налогоплательщика и, согласно гл. 26.1 — 26.3 НК РФ, применять специальные режимы налогообложения.

Основная обязанность, которую должен выполнять налоговый агент – это своевременное и правильное исчисление и удержание у налогоплательщика НДС при аренде муниципального имущества или при приобретении товаров и услуг у иностранных лиц.

Законодательной базой российского государства предусмотрен ряд случаев, когда физическое или юридическое лицо могут считать налоговым агентом:

  • организация или индивидуальное предприятие приобретает на территории российского государства товары (работы, услуги) у зарубежных лиц, не состоящих на учете в РФ;
  • данное лицо арендует муниципальное или же государственное имущество;
  • реализация данным предприятием по поручению государства скупленного, конфискованного либо бесхозного имущества;
  • организация вступает в роли посредника и реализует продукцию (или работы и услуги) иностранного предприятия, что не зарегистрировано в России;
  • предприятие приобретает непосредственно у органов власти права на государственное или муниципальное имущество;
  • по решению суда фирма реализует имущество или конфискат.

Исчисление налоговой базы и определение ставки в 2014 году

Независимо от вида операции, в налоговую базу в обязательном порядке всегда должен быть включен налог на добавленную стоимость. Размер налоговой ставки рассчитывается, как процентное соотношение ставки налога согласно п. 2 или 3 ст.164 НК РФ и налоговой базы, что условно принята за 100 и увеличена на размер этой ставки.

Данный порядок утвержден в п. 4 ст. 164 НК РФ.
Налоговый агент в 2014 году обязан предоставить в контролирующий орган декларацию не позже двадцатого числа месяца, идущего следующим за отчетным. В случае, когда на протяжении трех месяцев ежемесячный доход не превышает 1 миллиона рублей, декларация подается раз в квартал.

В данной декларации обязательным к заполнению является титульный лист, а также разделы 1.1 и 2.1. Дополнительно заполняется раздел 1.2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» и раздел 2.2 «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом». Если предприятие не осуществляла операция, что облагаются НДС в данном отчетном периоде или же применяла специальный режим, то в указанных разделах проставляются прочерки.

При аренде государственного или муниципального имущества налоговой базой является та сумма арендной платы, которая перечисляется органу местного самоуправления или государственной власти.

 Налоговый агент исчисляет налоговую базу отдельно по всем арендованным объектам. В декларации эта сумма будет отражаться в разделе 2.2 по строке 090, а также в итоговых строчках 050 и 170.
Приобретение у зарубежной компании

При удержании НДС у зарубежной компании, налоговой базой в 2014 году считается сумма выручки от продажи, которая перечисляется налоговым агентом своему партнеру. Ее величина определяется отдельно по каждой операции, то есть с каждого перечисления иностранному лицу налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет в государственный бюджет НДС.

В  п. 3 ст. 45 НК РФ говорится, что уплата налога осуществляется только в национальной валюте России. Поэтому при выплате иностранному контрагенту дохода в иностранной валюте должны быть произведены расчеты НДС в российских рублях по официально действующему на момент выплаты курсу Банка России.

В декларации объем выплаченного иностранному лицу дохода и исчисленный из этих сумм объем налога на добавленную стоимость отражается в разделе 2.2 по строчкам 070 или 080, а также в итоговых строках 050 (или 060) и 170.

Строки 130 и 140 будут заполняться в том случае, когда налоговый агент перечисляет иностранному контрагенту авансовые платежи в счет будущих операций. Данные суммы включаются в раздел 2.2 лишь в момент выплаты, то есть один раз, иначе может произойти задвоение в лицевом счете и у предприятия возникнет необоснованная задолженность перед государственным бюджетом.

При реализации конфискованного имущества налоговая база будет равна стоимости данного имущества (с НДС) и акцизов. Стоимость имущества должна рассчитывается, исходя из  ст. 40 НК РФ.

Полученная сумма отражается в разделе 2.2 декларации по строкам 100-120 и в итоговых строчках 040-060, 170. Строки 15-20 и 160 предусмотрены для отображения авансовых платежей.

Также следует обратить внимание на то, что суммы, которые перечисляются за товары (работы, услуги) иностранному лицу или органам власти, не должны быть включены в показатели, что отображены в разделе 2.1 декларации.

В процессе выплаты денежных средств органам власти или иностранным контрагентам выписывается счет-фактура. Данный документ составляется в единственном экземпляре и остается у физического или юридического лица, которым выполняются функции налогового агента. В случае, когда покупателем иностранной продукции или арендатором вносятся авансовые платежи, счет-фактура также заполняется, однако при фактическом оприходовании (выполнении) товаров (работ, услуг) этот документ не выписывается повторно.

Выписанный счет-фактура обязательно регистрируется в книге продаж. Записи в книге покупок производятся только тогда, когда все условия, что предусмотрены для вычета, будут выполнены.

Уплата НДС в 2014 году

Объемы налога на добавленную стоимость, что были удержаны посредством налогового агента, перечисляются в бюджет по его месту нахождения.

В случае если у иностранного предприятия была приобретена продукция, местом реализации которой была признана Россия, то удержанные сумы уплачивают в государственный бюджет в сроки, что были установлены для уплаты налогоплательщиками НДС п. 1 ст. 174 НК РФ. При приобретении в иностранных компаниях работ или услуг сумма налога перечисляется в бюджет одновременно с перечислением средств иностранному контрагенту. При этом в банк предоставляется два платежных поручения: одно из них – на перечисление средств за товары (работы, услуги) иностранному предприятию, а второе – на уплату НДС в бюджет.

При операциях по реализации конфискованного имущества или взятии в аренду муниципального и государственного имущества одна обязанностей налогового агента — это перечисление удержанных сумм в такие же сроки, что и перечисление НДС по своей непосредственной деятельности.

Код бюджетной классификации (КБК) в 2014 году

Одной из важнейших составляющих бюджетной политики российского государства является бюджетная классификация. В соответствии с п. 1  Федерального закона от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», она предусматривает присвоение соответствующих кодов объектам классификации для обеспечения единства формы бюджетной документации.

Применение КБК в Российской Федерации осуществляется согласно Указаний Минфина России, принятых на основании Закона № 115-ФЗ. Использование КБК предусмотрено при заполнении расчетной документации на перечисление платежей. Эти правила распространяются и на налогового агента. Каждый платеж зачисляется на соответствующий внесенному КБК (в графе «Назначение платежа» платежного поручения) счет учета доходов государственного бюджета.

Для указания какой-либо дополнительной информации в платежном поручении существует показатель «Примечание», который, так же как и код бюджетной классификации, несет информацию виде налога. В случае, если эти два показателя содержат различную информацию, кредитное учреждение будет руководствоваться КБК. Поэтому оформление платежного поручения требует особого внимания.

Для уплаты НДС по реализуемым на внутреннем рынке страны товарам (работам, услугам) в 2014 году предусмотрен код бюджетной классификации (КБК) 182 1 03 01000 01 1000 110. Этот КБК применяет как налоговый агент, так и налогоплательщик.

При неверно указанном КБК вся ответственность по не зачислению налога на добавленную стоимость по его назначению возлагается на плательщика. Также Контролирующий орган может счесть неисполненной обязанность по уплате налога.

За невыполнение этих обязанностей законодательством предусматривается ответственность в виде взыскания штрафа в размере двадцать процентов от подлежащей удержанию и уплате суммы НДС. Но из этой ситуации существует выход — в случае, когда в платежном документе налоговый агент указал неправильный КБК, то он вправе подать заявление о допущенной ним ошибке с просьбой внести уточнения типа платежа и его принадлежности.

К такому заявлению следует приложить подтверждающие перечисление НДС документы. Далее проводится совместная сверка перечисленных объемов, после чего контролирующий орган уточняет платеж на день его фактического осуществления и пересчитывает размеры пени.

Налоговые вычеты в 2014 году

Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ, налоговый агент вправе включить в налоговые вычеты удержанную и уплаченную в бюджет сумму НДС. Однако налогоплательщики, что осуществляют деятельность, указанную в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ, не имеют права включать объемы налога по этим операциям в вычеты. По операциям, что перечислены в ст. 161 НК РФ вычеты предусмотрены только тогда, когда имущественные права или товары (работы, услуги) приобретались для деятельности, что подлежит обложению данным налогом и при их покупке он был уплачен.

Основанием для осуществления вычетов в 2014 году является подтверждающая уплату налога документация, а также документы на приобретение продукции.

Вычеты производятся в доле, не превышающей объемы НДС, что были исчислены при отгрузке продукции, передаче имущественных прав или оказания услуг и выполнения работ. Налоговый агент имеет полное право на вычет объема НДС в том периоде, в котором данная сумма была фактически уплачена в государственный бюджет.

Основные бухгалтерские проводки по НДС в 2014 году

Налоговый агент при учете операций, связанных с налогом на добавленную стоимость отражает его следующим образом.

Если предприятие приобретает на территории российского государства товары (работы, услуги) у зарубежных лиц, не состоящих на учете в РФ:

  • Дт 41 — Кт 60 – поступление товаров (без НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 – НДС по поступившим товарам (без НДС);
  • Дт 60 — Кт 52 – перечисление поставщику денежных средств;
  • Дт 76,60 — Кт 68 – удержан НДС из выручки иностранного лица;
  • Дт 68 — Кт 51 – уплата НДС в государственный бюджет;
  • Дт 68 — Кт 19 – принята к вычету фактически уплаченная сумма НДС.
  • При аренде муниципального и государственного имущества налоговый агент делает такие проводки:

    Ежемесячное начисление аренды:

    • Дт 20,23,44,26,25 Кт 60, 76 – начисление аренды;
    • Дт 19 — Кт 60,76 – отражение суммы приобретенного налога, в соответствии с договором аренды;

    При перечислении арендной платы арендатор (налоговый агент) делает следующие записи:

    • Дт 68 — Кт 51 – перечисление НДС налоговым агентом;
    • Дт 60,76 — Кт 68 – удержан НДС из доходов арендодателя;
    • Дт 68 — Кт 19 – принят к возмещению НДС.
    Коментарии посетителей
    1. Зоя:

      Зарегистрировала ООО в 2010 году. Но так как деятельность нулевая, то решила пока не платить бухгалтеру, а сдавать отчётности сама.Поэтому постоянно пользуюсь специализированными сайтами по бух учёту. Но где-то информация не полная, где-то платный доступ. Долго искала этот раздел в интернете. Спасибо большое автору . Всё, что нужно прочитала. Останусь в подписчиках)))

    Добавить комментарий

    Нуждаетесь в помощи профессионального бухгалтера?
    Задать свой вопрос

    Календарь бухгалтера

    • П
    • В
    • С
    • Ч
    • П
    • С
    • В
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
    • 21
    • 22
    • 23
    • 24
    • 25
    • 26
    • 27
    • 28
    • 29
    • 30
    • 31
    Loading

    Онлайн-сервисы

    Присоединяйтесь и следите за новостями в социальных сетях